О нейминге с Борисом Бурдой
В жюри апрельского «Фестиваля товарных знаков» принял участие писатель и телеведущий Борис Бурда. Пять вопросов о нейминге — для Бориса Оскаровича.
1. Врунгель: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Джульетта: «Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет»… Кто прав в споре о важности названий: Врунгель или Джульетта? Обращаете внимание на то, как называются товары и услуги вокруг вас?
Любая крайность заведомо неверна. Прав и Врунгель, и Джульетта, но не целиком. Название не сделает плохой бренд хорошим. Но хороший бренд оно поможет заметить и запомнить. Строго говоря, и плохой — но с обратными целями, чтобы больше не попасться на удочку.
Предпочту интересное и запоминающееся название уже потому, что если авторы разработки хорошо с этим справились, то, быть может, и остальное будет не хуже. Паркинсон советовал выбирать отель для отдыха по хорошим фото — если уж с этим справились, значит, что-то умеют…
2. Нейминг — заморское слово, которым я и мои коллеги называют разработку названий. Статьи о нейминге до сих пор нет в Википедии, поэтому я предполагаю, что это слово мало кто знает. Встречали ли вы слово «нейминг» ранее? Вы, конечно, сразу заподозрили, что это что-то неприличное?
Я не поклонник учения Фрейда. Чего тут неприличного? Английское слово, означающее «имя», известно практически всем. Раз такое занятие есть, пусть и слово, его означающее, будет. Оно прижилось явочным порядком, нас не спросило, значит, останется в языке. А статью в Википедии — взяли бы и написали… Это же свободно и не так трудно.
3. Приходилось ли вам самому «делать нейминг»? Если да: для кого или чего придумывали название? Это было сложно или просто?
Приходилось, конечно. Надо же было, например, придумать имена собственным детям… Или, скажем, когда я с друзьями заводил в моем НИИ молодежный клуб, собирающийся после работы, назвать его все равно было как-то надо. Пришло в голову название «5-15» — время окончания работы. Начальству не понравилось, они потребовали переименовать его в «Коллеги» (звучало, как «Калеки»), но неофициально все по-прежнему называли его «5-15».
4. Есть ли любимые бренды, которые нравятся именно из-за названия?
Нет категорически, и не должно быть. Если потребителю хватает красивого названия и он не обращает внимания на качество товара — он все равно вымрет в ближайшее время и перестанет покупать этот товар, да и любой другой тоже. А вот обратить внимание в первый раз удобней на интересный брэнд, такое может быть.
5. Что могли бы пожелать людям, которые придумывают названия для товаров и фирм? Каких имён не хватает вокруг нас? Спасибо!
Первое. что я им хочу пожелать — побольше хороших, новых и полезных товаров, которым они будут давать имена! Если товар по-настоящему хорошо, он должен вдохновить на интересное имя.