Профессия «специалист по неймингу» — «за» и «против»
Вы хотите стать неймером, то есть заниматься разработкой названий для товаров и фирм? В каждой работе есть свои плюсы и минусы, и нейминг не исключение.
Давайте посмотрим, какие есть «за» и «против» в нейминге как профессии. Возможно, не охватим всё, но упомянем самые крупные достоинства и недостатки.
Начнем с «минусов».
Ваш заказчик — ваш конкурент
Конкуренция в нейминг-проектах — «выше среднего». Не чуть-чуть выше среднего, а ого-го-го как выше!
Если вы собираетесь стать неймером, имейте в виду: вашими конкурентами будут все. То есть буквально все. Все, к кому может обратиться ваш заказчик.
Вам придется конкурировать с самим заказчиком, его партнёрами и сотрудниками, друзьями и родственниками — любого пола и возраста.
Вы суперталантливы, ваш опыт в нейминге равен 25 годам? Это ничего не меняет! Работая над очередным заказом, вы можете потратить дни и недели и придумать дюжину прекрасных названий, но заказчик выберет имя, которое предложил его пятилетний малыш.
И знаете что: это правильно! Ведь намного приятнее работать с названием, которое придумал твой сын или ты сам, а не какой-то пусть и хороший, но посторонний специалист. Если название нового бизнеса придумано тобой лично, это приятно, этим можно гордиться, и в конце концов из этого может возникнуть красивая легенда.
Все помнят историю о том, что название «гугол» для очень большого числа придумал племянник математика Эдварда Каснера. Затем Ларри Пейдж и Сергей Брин случайно использовали для своего поисковика неточное написание Google. Девятилетний ребенок дал имя всемирно известной компании? Это прекрасно!
Нейминг для корпораций
Выше речь шла о нейминг-проектах, в которых вы, как исполнитель, общаетесь напрямую с владельцем бизнеса.
Кажется, что всё намного проще, если проект делается для больших компаний с развитой иерархией и множеством менеджеров. Менеджеры — серьёзные люди, они не могут прийти к своему начальству со словами «вот версии, которые придумал мой ребёнок».
Но и в этом случае всё не так гладко: если лиц, принимающих решение, много, нейминг часто превращается в пазлы, которые невозможно собрать. Варианты, принятые на одном «этаже», бракуются уровнем выше.
Впрочем, такие крупные заказчики обычно обращаются не к фрилансерам, а в брендинговые агентства.
Другие минусы:
— Помимо конкуренции, описанной в первой части, есть и «нормальная» конкуренция — с коллегами по цеху. Порог входа в профессию низок, поэтому людей, предлагающих услуги по разработке названий, много. Это, естественно, отражается на величине гонораров. В нейминге разброс цен гигантский: от 500 до 500 тысяч рублей за проект.
— Отсутствие явных критериев хорошо сделанной работы. Всё субъективно: название, которое вы можете считать лучшим из всех возможных, заказчик с лёгкостью назовёт наихудшим из когда-либо придуманных. Даже опытные неймеры по-разному оценивают один и тот же вариант.
— «Все названия заняты». В реестре Роспатента находятся сотни тысяч зарегистрированных товарных знаков. Надо учесть также и международные знаки, действующие на территории России. Пробиться с новым названием сквозь этот фильтр очень сложно. С другой стороны, этот минус превращается в плюс, когда вы овладеваете этим искусством. Если вы подружитесь с базами Роспатента или патентными поверенными, вы начнёте выгодно отличаться от многих конкурентов.
Плюсы нейминга
— Дистанционная работа придумана как будто специально для нейминга. Вы действительно сможете годами не появляться в офисе.
— Для работы, по большому счету, нужны только ручка и блокнот. Плюс компьютер на этапе проверки названий, но при желании эту часть вы можете поручить патентным поверенным.
— Конкуренция с искусственным интеллектом пока не остра и, по всей видимости, не станет проблемой в ближайшее время. Да, машину легко научить генерировать миллионы вариантов (тут и ИИ не нужен), но изобретать остроумные имена с опорой на человеческую культуру нейронки пока не могут.
— Несмотря на все трудности, нейминг — это очень интересно!