Самому придумать название для фирмы, бренда, YouTube-канала — это очень интересно. Работа пойдёт ещё веселей, если вы вооружитесь этими практическими советами.
Старое название статьи — Нейминг, слоганинг и пингвининг, или 55 советов для начинающих копирайтеров.
Прежде, чем дуть в паруса
1.Торговые марки (названия) и слоганы — рекламные миниатюры, и работа над ними принципиально похожа. Придумывать слоганы проще, чем имена: нейминг требует больше и времени, и ответственности: ведь слоганы для одного и того же бренда могут меняться регулярно, а название, как правило, константа.
Поэтому больше внимания мы уделим неймингу. Многие приемы, полезные при нейминге, пригодятся и для работы над слоганами. О некоторых нюансах работы над слоганами упомянем отдельно.
2. Несмотря на то, что подходы к работе над слоганами и именами схожи, между именами и слоганами есть отличие, которое важно отметить.
Если совсем просто, то имя — это звук, а слоган — это смысл. Другими словами: для имени звучание главнее смысла, для слогана смысл главнее звучания.
Но ведь и у имени обычно есть собственный смысл? Есть, но он играет роль одежки, по которой встречают. Исходный смысл названия важен — для первых контактов с потребителями. При очередных контактах первоначальная «семантика» уступает место новой, и свежий смысл «прилипает» к старому звучанию.
Сейчас Apple — это, в первую очередь, производитель модной электроники, а не фрукт. «Домик в деревне» — это сметана, а не изба. И совершенно не важно, что имена Билайн, МТС и Мегафон означали тогда, когда появились на свет: теперь это — гиганты-телекоммуникаторы. Значение есть употребление.
Очевидно, что чем успешнее продукт, тем быстрее происходит обновление смысла; в то же время звучание слова не меняется. Поэтому мы вправе утверждать, что в перспективе звук в нейминге важнее значения.
Если вы составляете название для магазина или для фирмы и заказчику нравится смысл предлагаемого названия, но не «лежит душа» (вероятно, не нравится звучание), то сильно рекомендовать такое название все же не стоит. Повторюсь: смысл уйдет, а раздражение от звучания останется.
3. Пример брифа на нейминг.
4. Согласно «правильной» технологии нейминга, бриф с прописанным позиционированием будущего бренда должен лежать у вас на столе ДО того, как вы приступите к работе. Тем не менее, вы можете искать имена и не имея вовсе никакого позиционирования.
Все советы, касающиеся нейминга, которые вы прочтете ниже, действительны и при условии, что у вас нет позиционирования. От того, есть у вас позиционирование или нет, может измениться только область поиска. Нейминг — тот редкий случай, когда телегу можно поставить впереди лошади, и удачно найденное имя может подсказать позиционирование.
Я не утверждаю, что надо постоянно приступать к составлению названий без позиционирования; говорю лишь о том, что его отсутствие никак не затрудняет работу.
5. Другое дело — слоган. ДО начала составления слоганов вам стоит знать, какую одну главную мысль вы хотите донести. Иначе ваш труд будет малопродуктивен, или придется рассчитывать на маленькое чудо.
Шаг 1. Свистать всех в морф-клуб!
6. Часто этот этап называют составлением семантического поля, но морф-клуб нравится мне больше: ведь найденные фрагменты слов будут общаться друг с другом, а общаться в клубе, согласитесь, удобнее, чем в поле. Хотя название в значительной степени условное*.
Если не помните, что такое морф, посмотрите в Википедии. Попросту говоря: задача на данном этапе — обзавестись списком, состоящим из множества кусочков (фрагментов или целых слов), которые могут нам пригодиться. Отведите на этот этап, например, дней пять. Заведите специальную тетрадь и пишите в нее все, что придет на ум.
У Сергея Логвина аккуратный черновик, а у меня — совсем неряшливый.
7. Отталкиваясь от брифа или чего угодно, фантазируйте и записывайте ассоциации.
Главных правил — два: а) ничего не запоминать и б) ничего не критиковать. Взялись наполнять морф-клуб — заставьте свой рассудок молчать. Сейчас вам нужны ассоциации, много ассоциаций, а не критический разбор каждого слова. Записывайте все подряд – и хорошее, и дурацкое. Голова должна оставаться пустой постоянно, ведь только в пустую голову приходят свежие мысли (как только в свободный патрон можно ввернуть новую лампочку).
Серьезно: если вы не запишете «глупые» варианты, то вместо того, чтобы придумывать новые, обязательно начнете припоминать и думать, действительно ли те варианты, которые вы не записали, были так плохи.
Кроме того, обилие почеркушек будет создавать у вас самих впечатление, что вы неплохо поработали.
8. В процессе создания морф-клуба отмечайте то, что вам нравится, какими-нибудь значками. С выуживания этих отметок начнется следующий этап работы.
Автор пользуется такой нотацией: вероятные готовые варианты я помечаю восклицательными знаками; кусочки, которые могут пригодиться, — плюсами; что-то интересное — знаками вопроса; а что-то смешное — смайликом. Кроме того, некоторые записи я обвожу прямоугольником, а другие овалом — что это значит, пусть останется тайной 😉
9. Черпайте вдохновение из любимых вещей. Какой бы богатой фантазией вы ни обладали, вам понадобятся внешние источники, для того чтобы хорошенько наполнить морфклубный журнал. Вы можете читать любимую книгу, или газету, или даже меню – присмотритесь: нет ли среди мелкого текста с адресом типографии какого-нибудь слова, которое вам пригодится.
10. Но ни любимая книга, ни газета, ни, тем более, словари не сравнятся, на мой взгляд, с красиво иллюстрированными глянцевыми журналами. Здесь есть и текст, и броские фотографии — они заставят колесики вашей фантазии вращаться живей.
11. Какой журнал взять? Берите тот, читателей которого можно назвать целевой аудиторией (ЦА) вашей работы. И важно, чтобы журнал был интересен и вам лично.
Обратите внимание: если вам надо придумать название для мужских шляп, не нужно покупать каталог мужских шляп. Купите Плейбой, GQ или Maxim – важно, чтобы журнал нравился вам и его могли читать те, для кого шьются новые шляпы.
Пример: если мне надо придумать название для детской компьютерной игры, я иду в магазин, достаю с полки журналы и комиксы для детей соответствующего возраста и выбираю те издания, которые кажутся мне наиболее симпатичными.
12. Личное наблюдение: не стоит сразу начинать рабочий сеанс с разглядывания журнала. Сначала фантазируйте сами, а когда почувствуете насыщение, переходите к глянцу.
13. Итак, вы исписали *-дцать тетрадных листов и на них нет квадратного сантиметра свободного места? Отлично. Теперь впервые нам понадобится компьютер. Листаем страницы и выписываем все отмеченное плюсами, вопросительными и восклицательными знаками (или другими пометками, которые вы делали) с помощью любого текстового редактора.
14. Всегда следите за тем, чтобы вам было комфортно. В данном случае: отрегулируйте величину отступов, размер шрифта, выберите любимую гарнитуру и другие параметры оформления текста (я, например, люблю, когда текст набран в три колонки). Сохраните документ и распечатайте несколько экземпляров – дальнейшие поиски будем вести на этих распечатках.
15. Почитайте также мой недавний пост об экспресс-способе составить морф-клуб с помощью Google.
* Для работы над слоганами нам понадобятся все-таки не морфы, а коллекция слов.
Переходим к очередному этапу — составляем черновик с «большим» списком названий.
Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.
В. Набоков
Шаг 2. Вечеринка в клубе: взболтать и перемешать
16. Итак, морф-клуб готов. На распечатке — разные лица, характеры, языки (русские, иностранцы). Пусть они общаются как хотят, а мы посмотрим, что из этого выйдет.
Сейчас, при работе с кусочками, все трюки хороши: объединяем, перемешиваем, разъединяем, переставляем, комбинируем, дополняем – делаем все, что угодно. Промежуточные результаты записываем сразу же (голова должна оставаться пустой) на тех же листах. И опять: ничего не критикуйте, только записывайте и помечайте варианты.
Сквозное правило, в общем, таково: взять то, что нравится, и постараться усилить впечатление.
Несколько кунштюков
17. С каждым участником морф-клуба попробуем сделать что-нибудь интересное — например, составим неологизм, добавив минимум дополнительных средств: Lux легко превратить в Lexus.
18. Приготовим фонетический «бутерброд» из слогов в прямом или зеркальном сочетании.
Предположим, у нас в распечатке есть слово Duck, и то, как звучит [да], нам нравится. Поищем «партнера», который бы содержал те же звуки в прямом или обратном порядке. Вероятно, нам придется посмотреть дополнительный материал за пределами «клуба», но ведь всегда легче искать, когда знаешь что. Как успехи? уже нашли, среди прочего, Mandarina Duck? Записываем — неплохо звучит.
Еще примеры: Евгений Онегин, Sony-Ericsson.
Обратите внимание на ударения в примерах: при зеркальном порядке оно падает на одну и ту же гласную; при прямом — на разные. Что будет «если наоборот», подумайте сами.
19. Неожиданное отсутствие рифмы или чередование слогов с общей согласной, но с разными гласными, создает эффект «многогранника»: будто мы разглядываем предмет с разных сторон. Примеры: Coca-Cola, Чупа-Чупс, Adidas, Бинбанк.
20. Если не помните, что такое аллитерация, посмотрите в словарь (что такое ассонанс смотреть необязательно). Пример: название шоу «Дом-2» интереснее, чем название первой части того же шоу (просто «Дом»). Возможно, шоу стало «красной тряпкой» для блюстителей нравственности не только из-за участия в программе Ксении Собчак, но и из-за его удачного названия, которое хочется повторять и повторять.
21. Пары морфов, само собой, можно попытаться соединить. При этом надо стремиться к тому, чтобы неологизм (или, как часто говорят в агентствах, «фантазийное название») получился красивым и ладным, как пингвин: одна и другая части, белая и черная стороны должны подходить друг к другу ловко и хорошо.
Это требование звучит обыденно и даже банально, но антипримеров — когда части составного неологизма не дружат между собой — полным полно. Неудачные комбинации встречаются среди новых названий постоянно(и их, что справедливо, почти нет среди популярных брендов).
Примеры правильных «пингвинов»: Билайн, Евросеть, Фрутоняня, Aquafresh, Сбербанк, Electrolux.
Я не удержался и забежал вперед, в часть «Отбор и критика вариантов», которую планирую опубликовать завтра.
22. Смело соединяем фрагменты из разных языков. Имя может быть смесью «французского с нижегородским»: лишь бы альянс был удачен. Если название поначалу будет казаться странным, то это даже хорошо. Примеры подобных слов: автомобиль, светофор.
23. А вот со стыковкой двух слов по общему слогу или букве будьте, пожалуйста, аккуратны. Из-за того, что прием прост, варианты таких названий появляются регулярно. Очень часто результат — ерунда.
Выдуманный пример: допустим, мы продаем диваны и нам приходит на ум соединить в названии нового магазина слова «уют» и «тахта». Получаем: Уютахта. Как видите, это и не тахта, и не уют, а несчастные сиамские близнецы, у которых одна нога общая. Гуманнее — их сразу разъединить и написать название просто через дефис: Уют-тахта.
Зато прием хорошо работает в стебном контексте: см. Сморковь. И замечательное исключение из этого правила — Смешарики.
24. Хороший ход при стыковке — поставить сонорный согласный До стыка и звонкий После. Примеры: Фастум-гель, Дом-2, Бинбанк, Вимм-Билль-Данн. Чтобы почувствовать певучую работу соноров, попробуйте ради эксперимента заменить их другими звуками, например: Виз-Биг-Дак.
Ламинария копирайтикус
25. Сонорные согласные русского языка легко запомнить с помощью мнемослова «Ламинария»: л, м, н, р, й.
26. Если у нас есть удачный морф с открытой гласной, попробуем представить его во всей красе, «оркестровав» предварительно одним-двумя слогами с верхней гласной. Примеры: Вимм-Билль-Данн, Бинбанк, Citibank, Adidas, Benetton, Erich Krause. Контраст смягчается, если ударение падает на верхнюю гласную: Lipton, Hilton.
27. Конструкции с простой точной рифмой хороши для детских и семейных брендов: Му-Му, Крошка-Картошка, Братик-Томатик.
28. Если уместно, используйте звукоподражание. Название Schweppes замечательно передает шипение пузырьков лимонада (хотя исторически имя идет от фамилии создателя газировки Якоба Швеппа).
29. Есть мнение, что у названий-аббревиатур сейчас мало шансов. Не думаю, что это так. Особенно, в случае акронимов, которые зачастую смотрятся просто как неологизмы. Примеры брендов-аббревиатур: BBC, HP, ГУМ, ИКЕА.
30. Нам не стоит забывать и о «родовом» наименовании, которое будет находиться До будущего названия (например, «ресторан», «агентство недвижимости», «водка», «коньяк»). На мой взгляд, не так уж важно, чтобы имя категории и имя собственное совпадали в родах, но желательно, чтобы они удачно сочетались в звучании.
Для слоганов этот пункт выглядит так: нужно всегда принимать во внимание название бренда, с которым будет употребляться слоган. Возможно, название само войдет в слоган.
31. Если будущий бренд — «продукт на полке», лучше выбрать имя покороче: тогда на этикетке можно будет написать его крупней. Но найти удачное, краткое и в то же время охранопригодное название — сложная задача.
32. Иногда при работе над неймингом вам понадобится перебрать алфавит. Вместо того чтобы вспоминать всю азбуку по памяти, посмотрите на клавиатуру мобильного телефона — чудесным образом там все есть.
33. Череда нижних и верхних гласных напоминает пики и низины в американских горках: произнося слово, мы то падаем вниз, то взмываем вверх. Зная сферу деятельности компании или назначение продукта, можно попробовать заранее расположить гласные в слове.
Сравните: Mirax и Marix. На мой взгляд, первое больше подойдет для строительной компании, второе – для успокоительных капсул. Что кажется вам более эффективным: Виагра или ее аналог Эректил? (Возможно, у интровертов и экстравертов здесь будут разные мнения.)
34. Названия, в которых гласные расположены на «одном уровне», кажутся эмоционально сдержанными, стабильными, «профессиональными»: Mercedes-Benz, Philips, Infiniti, Parmalat, Верес, Siemens.
35. Новое из клише. Для рассматриваемой сферы деятельности можно поискать характерные устоявшиеся словосочетания (обычно из двух слов), а найдя — соединить и разъединить их по-новому. Результаты иногда занятны: Булкас Маком (из «Булка с маком») или Роза Ромата (из «Аромат розы»).
36. Взять в качестве имени понравившееся слово без очевидной привязки к сфере деятельности? Подробнее об этом: Как «продать» Apple?
Шаг 3. Собираем урожай
Итак, несколько десятков черновых названий уже находятся на наших листах. Снова открываем компьютер и выписываем всех кандидатов в файл. Сейчас наша задача — отобрать лучшие варианты в шорт-лист. Наконец-то мы можем критически прищурить глаз. Попутно будут рождаться и новые варианты.
На что обратить внимание
37. Как ни странно, рассуждения в духе «название должно быть описательным (то есть отражать сферу деятельности компании или назначение товара)» до сих пор популярны. При всем при том существует ряд известных брендов, созданных будто специально для того, чтобы опровергать такую точку зрения. Apple, Virgin, Google, BlackBerry… С ролью индикатора сферы деятельности компании или назначения товара обычно хорошо справляются родовое имя или слоган.
38. Оценивая имя, нужно обратить внимание на баланс – глухие/звонкие согласные. Марки, которые сильнее «звенят», кажутся более молодежными, активными. Сравните: МТС и Билайн, Швепс и Маунтин дью.
Не надо забывать, что слова «слышатся не так, как пишутся»: согласные в «слабых» позициях меняются: звонкие могут становиться глухими, и наоборот, глухие — звонкими.
Пример: в названии магазинов «Экспедиция» глухих согласных больше, чем звонких, но слово не выглядит глухо: во-первых, в конце припрятан звонкий [j], а во-вторых, звонкий [д] занимает королевскую позицию в слове – перед ударным гласным.
Легко предположить, что если в нашей категории все имена конкурентов «звенят», то респектабельный «глухой» нейм будет как раз то, что нужно. Идея спорная, но поинтересоваться направлением стоит.
39. Заказчицы-дамы иногда увлекаются «сладкозвучием». Просто имейте это в виду.
40. В нейминге, как и всюду, царит мода. Вы можете быть в тренде, а можете быть эксцентриком. Раньше я полагал, что нейм просто обязан быть чудным и странным, «из ряда вон».
Сравните ваши варианты с именами конкурентов. На фоне легкомысленного гиганта Вимм-Билль-Данна деловитый Юнимилк выглядит контрастно. Если на «вашей» полке половина упаковок – «фамильные» бренды, наверное, лучше сделать иначе.
41. Поэкспериментируйте с названием. Представьте ситуации употребления имени (телефонный разговор, сарафанное радио) – просто ли склоняется, быстро ли произносится, легко ли распознается на слух.
42. Фонетические ассоциации. Часто в одних словах мы готовы услышать что-то, что напоминает другие слова или выражения. Например, в названии соков «Сады Придонья» легко, при желании, услышать и придурок, и подонок. В слогане L’Oreal «Ведь вы этого достойны» легко услышать «Ведь вы — это вод отстойник». Не придавайте таким вещам излишнего значения.
43. Аргументы в стиле «Ха-ха, это похоже на то» и «Фу-фу, это похоже на се» популярны среди любителей. О вреде фокус-групп: Как не надо делать нейминг.
44. На мой взгляд, стоит следить за тем, чтобы «темных» гласных (гласных заднего ряда) было в названии не чересчур много. Умеренные примеры: Google, Samsung.
Если так получилось, что ваш онлайн-сервис расположен на адресах типа Ozon.ru или Molotok.ru, можно посоветовать чаще называть компании (в рекламе, например) просто «Озон» или просто «Молоток». Так названия будут выглядеть посветлей. (Редукция в исходных вариантах есть, и тем не менее.)
45. Насколько название привлекательно визуально и какие имена будут красивей смотреться на упаковке? Сравните: Duchesse и Дюшес, Dim и Дим.
46. Если название — новое слово, понятно ли, где в нем ставить ударение? Пример: компанию Mirax, хоть она и была известной много лет, все называли по-разному: кто — мИракс, а кто — мирАкс. «Гуляющее» ударение, впрочем, не слишком большой изъян.
47. Фоносемантический анализ. По-прежнему думаю, что ВААЛ — это, скорее, игрушка, хотя наверняка я недостаточно знаком с возможностями этой программы.
Подробнее: ВААЛ, великий и ужасный.
48. И мне лично не очень нравится, когда имя продукта напоминает штангу или ребус. По-моему, ВААЛ чересчур «зияет» и произносится сложно, а конфеты «Сокровища NUTции» — это сокровища непонятной Нутции, а не нации. И хотя все это субъективно, я стараюсь придерживаться правила: пусть произношение будет легким, а прочтение — ясным.
49. Если запросить в Яндексе рассматриваемое название, попадет ли ссылка на ваш сайт в первые строчки выдачи? Самые высокие шансы – у неологизмов. Затем – у нетривиальных сочетаний слов. Бывают названия, у которых нет шансов оказаться высоко в результатах поиска. Оцените, насколько для вас это важно.
50. В языке есть звуки, которые принято считать некрасивыми: например, шипящие. Относитесь к этому без фанатизма.
Вместо термина «неблагозвучные» для таких звуков мне нравится использовать грибное определение «условно-съедобные». При правильной обработке с такими ингредиентами вполне можно приготовить деликатес.
И опять, здесь много субъективного: кроме обычных [ф], [ш], [ж], [з], [щ] и [г], к «условно-съедобным» я отношу и [м], зато «некрасивый» звук [к], по-моему, замечательный съедобный гриб.
51. Охранопригодность, то есть возможность зарегистрировать название в патентном ведомстве в качестве товарного знака — важный аспект, о котором не пишу. В сети есть много информации на эту тему. Почитайте о законе о товарных знаках, процедуре регистрации ТЗ, первичной проверке по базе ФИПС.
Замечу только, что шансы неологизмов обычно выше, чем у слов-старичков.
Посмотрите также: Охраноспособность или охранопригодность.
52. К несчастью или к счастью, уровень субъективного в нейминге зашкаливает. Мое отношение к тому, что такое хороший нейминг несколько раз менялось. И сейчас я отношусь к названиям как к костюмам или, например, дамским шляпкам: главное, чтобы крой был хороший, нитки крепкие, а в остальном — дело вкуса клиента.
Например, мне лично не очень нравится имя сотового оператора «Мегафон» (в одном слове целых три «условно-съедобных» согласных и [о] под ударением), но наверняка не все такие, как я.
Удачное имя — важная штука, и все же далеко не все зависит от имени. Можно добиться успехов и с не самым лучшим, на чей-то взгляд, именем.
53. И наконец, старинный тест. Вообразите людную площадь в центре вечернего мегаполиса на высоком здании сверкает неоновая вывеска с названием вашего бренда. Если картинка вселяет в вас чувство гордости, берите этот вариант.
Теперь, когда у нас есть шорт-лист, остается приятная задача — выбирать.
Если решение о новом имени принимается коллегиально, то это почти всегда разброд и шатания.
И пара слов о слоганах:
54. Слоган без глагола — деньги на ветер. Не всегда, но как правило.
В некоторой, хотя и не полной, мере глагол можно заменить с помощью тире.
55. Слоган похож на кота, который гуляет сам по себе. «Правильному» слогану, кроме логотипа или названия бренда, никто не нужен: он умеет «работать» самостоятельно на любом рекламном носителе (и в журнале, и на радио). И в этом, кстати, отличие слогана от рекламного заголовка — последний, наоборот, всегда нуждается в компаньонах: будь то картинка, текст или окружающая среда.
Дополнено
Еще один ценный совет:
56. Если вы разрабатываете название на заказ, то уделите самое пристальное внимание имени заказчика. Как правило, звуки, сходные с именем, не оставляют заказчика равнодушным.